Время прочтения: 10 мин. Уровень сложности: общедоступный

Архимандрит Софиан (Богиу) (1912–2002)
Цель Иисусовой молитвы – соединить ум и сердце воедино, эти два центра нашего внутреннего существа, которые почти всю нашу жизнь работают раздельно. Во внешней жизни вы можете говорить очень убедительно, красивыми словами, но ваше сердце может оставаться очень далеким от того, что говорят ваши уста. Однако, когда происходит это соединение, когда разум спускается в сердце, человек становится единым во всем, что он думает, во всем, что он говорит и делает. Такой человек исполняется добротой.
Иисусова молитва предназначена не только для монастырей или отшельников, но возможна для каждого христианина. В нашей жизни так много пустого времени, например, когда мы стоим в очереди или ждем автобус. Не позволяйте в этот момент своему разуму блуждать! Лучше скажите: «Господи, Иисусе Христе…» Эта молитва поможет вам с концентрацией и сосредоточенностью творить и другие молитвы. Ею могут молиться даже дети, и польза от нее для них невообразима.
Таким образом, ее может практиковать всякий, при условии, что человек произносит эти слова с большим вниманием и непрестанно трудится, чтобы очиститься от страстей. Если же человек полон страстей, злобы, гнева или он много суетится, то молитвы не будет. Приходящим ко мне я советую попробовать молиться Иисусовой молитвой. Польза ее поистине очень велика. Современному обществу очень нужна молитва, потому что вокруг много хулителей Бога, и это лишает всех нас милости Божией. Для меня очень большая радость встречать молодых людей, которые хотят научиться Иисусовой молитве.
Иисусову молитву можно произносить где угодно и когда угодно в беспокойной суете окружающей жизни: дома, в дороге, в школе, в магазине, на работе и даже когда разговариваем с кем-то. Я встречал многих людей, практикующих сердечную молитву. Они, знаю это наверняка, молились непрестанно. Я видел одного русского, отца Иоанна Кулигина, который приехал из Оптиной пустыни. Он был там послушником. Потом советская власть нашла его в Румынии, и он был пожизненно заключен в тюрьму. Однажды, когда он разговаривал с нами, монахами, я положил ему руку на плечо и спросил:
– Отец Иоанн, вы сейчас молитесь?
И хотя он при этом что-то объяснял другому человеку, он ответил:
– Да, батюшка, я и сейчас молюсь.
Я скажу кое-что о нем. Он еще с самых юных лет освоил Иисусову молитву. Он непрестанно молился. Оптина, где он вырос, была духовным центром под руководством старцев, практиковавших сердечную молитву. И несмотря на то, что он разговаривал с другими, его сердце молилось. Это в его случае происходило не только днем, но и ночью, постоянно. Молитва для него была как дыхание. Он также молился во сне. Я знаю это от него. Он был для всех нас большой драгоценностью. Он также был очень хорошим советником. Он знал «Добротолюбие» и святых отцов, подобно тому как наш отец Клеопа (Илие) знает «Добротолюбие» и цитирует по памяти целые страницы святого Максима Исповедника. И не может быть для человека большей радости, чем та радость, которую он испытывает, когда молитва действует в его сердце.
Если бы мы могли произносить Иисусову молитву хотя бы три раза в день по пятнадцать минут, то это стало бы настоящим сокровищем, которое мы бы всегда носили с собой. Эта простая молитва может изменить жизнь современного человека. Бог хочет от нас, чтобы мы были людьми, исполненными добра. И я рад, что встречаю сегодня многих, кто практикует сердечную молитву*.
*Нужно, однако, помнить, что любая молитвенная практика должна быть согласована верующим с его духовником или священником, у которого он чаще всего исповедуется.