Признаки и Плоды непрестанной молитвы

«Непрестанно призывать имя Божие есть врачевание, убивающее не только страсти, но и самое действие их. Ибо от призывания имени Божия враги обессиливаются; а зная это, не перестанем призывать имя Божие на помощь. Как врач изыскивает (приличное) врачевание или пластырь на рану страждущего, и они действуют, причем больной и не знает, как это делается, так точно и имя Божие, будучи призываемо, убивает все страсти, хотя мы и не знаем, как это совершается».

Преподобный Варсонофий Великий

 

Максим Кавсокаливит (ок. 1270-ок. 1365), преподобный, один из наиболее выдающихся афонских подвижников-исихастов XIV века.

«Признаки прелести и благодати действия молитвы Иисусовой»

Время прочтения: 6 мин. Уровень сложности: продвинутый

«Воск, когда далеко от огня находится, бывает тверд, и можно взять его и держать; но как только ввергнешь его в огонь, тотчас растаивает, и там в огне возгорается и горит, и бывает весь светом, и таким образом кончается весь среди огня. Так и ум человеческий, когда один сам о себе бывает, не сретясь с Богом, тогда уразумевает, как обычно, окружающее его по силе своей, – когда же приблизится к огню Божества и к Духу Святому, тогда весь всецело овладевается оным огнем Божеским, и бывает весь свет, и там в пламени Духа Святого возгорается, и разливается в божеских помышлениях, и никак невозможно ему тогда среди огня Божества помышлять о своем и о том, о чем хочет».

 

Игнатий (Брянчанинов) (1807-1867), святитель, епископ Кавказский и Черноморский, аскетический писатель, богослов, мыслитель, проповедник, подвижник.

«Истинные плоды молитвы Иисусовой, по которым новоначальный мог бы узнать, что он молится правильно»

Время прочтения: 6 мин. Уровень сложности: средний

«Иеромонах Серафим Саровский достиг в ней величайшего преуспеяния. Однажды настоятель прислал к нему монаха, которому благословил начать пустынножитие, с тем, чтоб отец Серафим наставил этого монаха пустынножитию столько, сколько сам знает этот многотрудный образ иноческого жительства. Отец Серафим, приняв инока очень приветливо, отвечал: «И сам я ничего не знаю». При этом он повторил иноку слова Спасителя о смирении (Мф.11:29) и объяснение их святым Иоанном Лествичником чрез действие сердечной молитвы Иисусовой»

 

Феофан Затворник (1815-1894), епископ Русской Павославной Церкви, богослов, публицист-проповедник. Прославлен в лике святителей.

«Плоды непрестанной молитвы и их связь с естественными плодами»

Время прочтения: 14 мин. Уровень сложности: средний

«Настоящая сердечная молитва – дар благодати, подаемый чрез таинства Исповеди или Причащения. И по послании такого дара подогревается он теми же Таинствами. Отличительная черта сего дара – непрерывность молитвы, которая выражается чувством к Богу, иногда при словах молитвенных, а иногда без слов»

 

Антоний (Блум) (1914-2003), митрополит Сурожский, доктор богословия, проповедник, один из известнейших православных миссионеров XX века.

«Вот уже четырнадцать лет я почти непрерывно твержу Иисусову молитву и никогда не ощутила Божие присутствие»

Время прочтения: 6 мин. Уровень сложности: общедоступный

«Это не означает, что она перестала молиться, а означает, что она могла поддерживать это созерцательное безмолвие некоторое время; затем ее ум начинал рассеиваться, и тогда она обращалась к словесной молитве, пока ум не становился снова спокойным и устойчивым; и тогда она от слов снова возвращалась в прежнее безмолвие. Очень часто это могло бы произойти и с нами, если вместо того, чтобы хлопотать и что-то «делать», мы сумели бы просто сказать: «Я — в Божием присутствии. Какая радость! Давай-ка я помолчу…»

 

Каллист (Уэр) (1934 — 2022), митрополит Диоклийский (Константинопольская Православная Церковь), богослов, профессор Оксфордского университета, патролог, переводчик «Добротолюбия» и богослужебных текстов на английский язык.

«Признаки действия Иисусовой молитвы: радостная печаль, теплота и свет»

Время прочтения: 6 мин. Уровень сложности: продвинутый

«Однажды… когда с любовью целовал святую икону Её, мне в грудь и в сердце вдруг сошла некая теплота, которое не жгла меня, а орошала и услаждала, и вносила в душу мою великое умиление. С этого момента, отче мой, сердце мое начало внутри меня говорить молитву; и в то же время ум мой крепко держит памятование Иисуса и Владычицы моей Богородицы и всегда пребывает в памятовании о них»

 

Ошибка в тексте