«Можете прочитать о том, какую позу вам принять, сидя на стуле, опустив голову и т. д. И люди начинают имитировать. Они начинают думать: «вот оно!» И неизбежно, если долго поститься и делать определенные упражнения, с вами начинает что-то происходить. Но это не духовная жизнь. Наоборот, можно быть уверенным, что мы имеем дело с бесовской активностью»
Иеромонах Серафим (Роуз)
«Вижу во сне, будто я в келье покойного старца моего, и он толкует Добротолюбие, да и говорит: сия святая книга исполнена великой мудрости. Она есть таинственное сокровище разумений сокровенных судеб Божиих. Не по всем местам, и не каждому она доступна; однако, ж по мере каждого разумевателя содержит таковые наставления, для мудрых — мудрые, для простых — простые. А потому вам, простякам, должно читать ее не тем порядком, как расположены в ней книги св. отцов одна за другою. Там этот порядок богословский; а неученому человеку, хотящему научиться из Добротолюбия внутренней молитве, должно читать его следующим порядком:
1) Во-первых, прочесть книгу Никифора монашествующего (во 2 части); потом
2) книгу Григория Синаита всю, кроме кратких глав;
3) Симеона Нового Богослова о трех образах молитвы, и слово о вере; и за сим
4) книгу Каллиста и Игнатия. В сих отцах содержится полное наставление и учение о внутренней молитве сердца, понятное для каждого.
А если еще понятнейшее наставление о молитве желаешь видеть, то найди в 4 ч. образ молитвы вкратце святейшего патр. Каллиста Константинопольского».
Из книги «Откровенные рассказы странника духовному своему отцу»
***
Григорий Синаит (ок. 1275-ок. 1346), преподобный, один из важнейших деятелей исихастского возрождения XIV в., духовно-аскетический писатель.
«Как творить молитву Иисусову» Время прочтения: 5 мин.
«Еще – одни учат устно произносить молитву, а другие – мысленно умом. Я же то и другое полагаю. Ибо иногда ум изнемогает произносить молитву сам по себе, от уныния, иногда уста утомляются делать это. Потому обоими надо молиться, и устами и умом»
Гавриил (Зырянов) (1844–1915), преподобный, схиархимандрит, старец Седмиезерной пустыни, духовный наставник.
«О молитве Иисусовой, в сердце творимой» Время прочтения: 17 мин.
«Постепенно, по мере омертвения в тебе греха, начнет пробиваться в твою душу благодатный огонь молитвы. Мало-помалу овладеет он твоим умом и приведет его в состояние тишины и внимания, потом начнет проникать в сердце, возбуждая его от сна смертного. Пройдет Дух Божий по всем изгибам его, отымет всякую греховную нечистоту, и ты, как бы вновь рожденный, встретишь начало обновленной жизни в слезах радости и умиления»
Варсонофий (Веревкин) (1894–1939), архимандрит Свято-Троицкой Александро-Невской лавры, основатель и духовник православной женской общины в Старом Петергофе, подвижник благочестия, претерпевший гонения и скорби в годы советской власти, писатель.
«Молитва, умом в сердце творимая» Время прочтения: 8 мин.
«При этом святой Григорий высказывает характерную и оригинальную мысль: «Никто никогда не думал, чтобы ум обитал в ногтях или ресницах, в ноздрях или ланитах. Но… одни водворяют его в мозгу… другие… в сердцевине сердца»
Авраам (Рейдман) (1953), схиархимандрит, духовник Ново-Тихвинского женского монастыря и Свято-Косьминской мужской пустыни (Екатеринбургская епархия), духовный писатель.
«Рассуждение и понуждение себя при творении молитвы Иисусовой» Время прочтения: 14 мин.
«Допустим, в принципе ты уже можешь молиться сердечной молитвой, у тебя есть такая благодать и опыт, но в данной ситуации ты должен смириться. Некоторые этого не понимают и хотят пребывать в созерцании с утра до вечера и с вечера до утра. Но если такую позицию довести до крайности, это может кончиться просто сумасшествием. Надо трудиться, зарабатывать себе на хлеб, будь то в монастыре или в миру, и в этом также выражается смирение. Нужно подкреплять себя пищей, чтобы быть способным и к трудам телесным и духовным, и к самой молитве. Нужно давать себе время и на сон, потому что и наша плоть, и наш ум нуждаются в отдыхе»
Иерофей (Влахос) (1945), епископ Элладской православной церкви, митрополит Навпактский и Свято-Власиевский.
«Если ум рассеивается и я вижу, что это случается часто, какой метод можно использовать, чтобы его собрать?» Время прочтения: 4 мин.
«Помимо того, если мы не сможем сосредоточить ум, чтобы он не рассеивался, нам предстоит борьба и потребуются еще большие усилия. Лодка, отец мой, может плыть по морю или под парусом (если есть ветер), или же с помощью весел (если ветер отсутствует). Так и в молитве. Она идет успешно, когда в нас действует теплота благодати Христовой. При отсутствии ее нужен труд по продвижению на веслах, т.е. величайшая борьба»
Сергий Баранов (1967), протоиерей, настоятель храма Табынской иконы Божией Матери в посёлке Херсон, иконописец, духовный писатель, режиссер, сценарист.
«Внешний подвиг недостаточен, Христос ждёт от нас чистоты сердца» Время прочтения: 22 мин.
«В какой-то момент ты понимаешь, что устной молитвы недостаточно, что есть более совершенная её форма — молитва умная, которая предполагает остановку ума от парения в воображении. Но эта остановка должна быть в определённом месте, в области сердца. Там, где находится наше «Я», и там же находится Христос. Царство Небесное внутрь вас есть. Мы, произнося устную молитву, начинаем теснить её в область сердца»