«Миряне могут начинать заниматься внутренним вниманием и отсечением мысленных образов, однако полного совершенства достигают только те, кто уходит от шумного мира и живёт в постоянном внутреннем уединении, подобно пустынникам»
Преподобный Никодим Святогорец
«Без учителя самому успеть в умном делании невозможно. Что делаешь сам по себе, а не по совету предуспевших, то рождает опасное самомнение. Если Сын Божий ничего не творил Сам о Себе, но как научил Его Отец, так творил, и Дух Святый не о Себе глаголал, то кто это такой между нами до толикой достиг высоты совершенства, что уже не требует никого иного, кто бы руководил его? Гордость это, а не добродетель! Такой уже в прелести состоит, то есть вступил на ложный путь уклонения к заблуждениям».
Святитель Григорий Синаит
«При опытном наставнике употребление вещественных пособий мало опасно, но при руководстве книгами оно очень опасно по удобности впадения, по неведению и неблагоразумию, в прелесть и другие роды душевного и телесного расстройства. <> Так некоторые, увидев вредные последствия безрассудного подвига и имея о молитве Иисусовой и сопутствующих ей обстоятельствах лишь поверхностное и сбивчивое понятие, приписали эти последствия не неведению и безрассудству, но самой всесвятой молитве Иисусовой. Может ли что быть печальнее, бедственнее этой хулы, этой прелести?»
«Настоящий исихазм требует абсолютного удаления от мирских соблазнов и следования строгой дисциплине тела и души, что возможно преимущественно в монастыре»
Святитель Игнатий Брянчанинов
Симеон Новый Богослов (949–1022), преподобный, христианский монах, богослов, мистик, один из представителей традиции исихазма.
«Метод священной молитвы и внимания» Время прочтения: 9 мин.
«И сначала ты найдешь мрак и непроницаемую толщу, но, постоянно подвизаясь в деле сем нощно и денно, ты обретешь, – о чудо! – непрестанную радость. Ибо как только ум найдет место сердечное, он сразу узревает, чего никогда не знал. Видит же он посреди сердца воздух и себя самого, всего светлого и исполненного рассуждения»
Никифор Безмолвник, Уединенник, Афонский (+ ок. 1300), монах, преподобный, учитель святителя Григория Паламы, духовный писатель, один из авторов духовного сборника «Добротолюбие».
«Что есть внимание ума, и как сподобиться обрести его» Время прочтения: 5 мин.
«Если будешь такое делание держать неопустительно со всем вниманием, то откроется тебе чрез сие по времени и сердечный вход, о коем я написал уже тебе, без всякого сомнения, как это сами мы опытом познали. Придет же к тебе, при многовожделенном и сладостном внимании, и весь лик добродетелей: любовь, радость, мир и прочие, ради коих потом всякое твое прошение исполняемо будет, о Христе Иисусе, Господе нашем, с Коим Отцу и Святому Духу слава, держава, честь и поклонение, ныне и присно и вовеки веков»
Григорий Палама (1296-1359), святитель, митрополит Солунский, богослов исихазма, отец и учитель Церкви.
«О молитве и чистоте сердца» Время прочтения: 5 мин.
«Умом называется и деятельность ума, состоящая в мыслях и разумениях; ум есть и производящая сие сила, называемая в Писании еще и сердцем. По сей силе ума, главнейшей между нашими силами, сущая в нас душа есть мысляща. В упражняющихся в молитве действо ума состоит в помышлениях (в богомыслии), и очищается удобно; порождающая то душа не очистится, если вместе не очищаются и все другие силы ее»
Каллист II Ксанфопул (ум. 1397), святитель, патриарх Константинопольский. Вместе со своим сподвижником Игнатием Ксанфопулом составил «Сто глав об умной молитве», которые вошли во вторую часть славянского издания «Добротолюбия».
«Главы об умной молитве» Время прочтения: 12 мин.
«Говорит также и Лествичник: «память Иисусова да срастворится с дыханием твоим; и тогда познаешь ты пользу безмолвия». Тоже и Св. Исихий: «если истинно желаешь покрыть стыдом помыслы, благодушно безмолвствовать, и без труда трезвенствовать сердцем; да прилепнет к дыханию твоему молитва Иисусова, – и в немного дней увидишь это на деле»
Каллист (Уэр) (1934-2022), митрополит Диоклийский (Константинопольская Православная Церковь), богослов, профессор Оксфордского университета, патролог, переводчик «Добротолюбия» и богослужебных текстов на английский язык.
«Безмолвие и молитва: смысл исихии» Время прочтения: 40 мин.
«Следовательно, исихастом можно назвать того, кто поверил словам Христовым: «Царство Божие внутри вас» (Лк 17, 21) и стремится «больше всего хранимого хранить сердце свое» (Притч 4, 23). Он, как пишет св. Исаак Сирин, «погружается в себя» – и открывает там «восхождения, ведущие к небу»
Варсонофий (Веревкин) (1894–1939), архимандрит Свято-Троицкой Александро-Невской лавры, основатель и духовник православной женской общины в Старом Петергофе, подвижник благочестия, претерпевший гонения и скорби в годы советской власти, писатель.
«Сведение ума в сердце вместе с вдыхаемым воздухом» Время прочтения: 12 мин.
«Без руководителя же появляется опасность, что начинающий молитвенный подвиг может пойти по ложному пути. Вместо сосредоточения и усиления религиозного чувства в сердце он, путем искусственных приемов, достигнет лишь усиления мозговой мысли (воображения) и, полагая все дела во внешности, уклонится от истинной молитвы. А это сведет к нулю все его духовное приобретение в этом направлении. В примечании к упомянутым приемам епископ Феофан говорит, что они «иных соблазняют и отбивают от дела, а у других покривляют самое делание»