«Молитву Иисусову – Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешного (грешную) – читать надо, но читать просто. Совсем, совсем просто. В простоте вся ее сила. Нельзя думать ни о каком «творении» или «сердечном делании» молитвы, как это было у св. отцов и у пустынников. Последнее является действительно трудным и великим подвигом, опасным для новоначальных и невозможным в миру»
Праведный Алексий Мечев
Каллист (Уэр) (1934-2022), митрополит Диоклийский (Константинопольская Православная Церковь), богослов, профессор Оксфордского университета, патролог, переводчик «Добротолюбия» и богослужебных текстов на английский язык.
«Как творить молитву Иисусову» Время прочтения: 7 мин.
«Имя «Иисус», составляющее суть молитвы, присутствует в ней всегда. Мы можем пробовать разное сочетание слов и подбирать то из них, которое нам больше подходит. Однажды выбранную формулу со временем можно менять, но только – не слишком часто. «Как растения не укореняются, если часто их пересаживать, так и молитвенные движения в сердце, при частой перемене слов молитвенных», – предостерегает св. Григорий Синаит»
Иларион (Алфеев) (1966), епископ Русской Православной Церкви на покое, митрополит, доктор богословия, писатель, проповедник.
«Практика молитвы Иисусовой» Время прочтения: 2 мин.
«Постепенно, по мере того как сердце ваше будет становится все более отзывчивым к словам этой молитвы, вы можете прийти к тому, что она станет непрестанной, причем главным содержанием молитвы будет не произнесение слов, но постоянное чувство присутствия Божия в сердце. И если вы начали с того, что произносили молитву вслух, то постепенно придете к тому, что ее будет произносить только сердце, без участия языка или уст»
Нектарий (Морозов) (1972), игумен, благочинный Петропавловского округа Саратовской епархии, руководитель епархиального информационно-издательского отдела, писатель.
«Как приобрести навык молитвы Иисусовой?» Время прочтения: 6 мин.
«Мне самому кажется, что наиболее правы те, кто полагает, что нужно молиться параллельно — и одно творить, и другого не оставлять. Современному человеку обязательно нужны те пространные молитвы, которые составляют утреннее и вечернее молитвенное правило, и в это существующее правило нужно вводить и молитву Иисусову. На это не нужно никаких особых благословений, и ничего рискованного в этом (если мы относимся к этому просто как к молитве и не ищем какого-то сверхъестественного мистического опыта), повторюсь, нет»
Андрей Овчинников (1970), протоиерей, настоятель храма Живоначальной Троицы в Листах города Москвы, кандидат богословия.
«Советы на тему Иисусовой молитвы для мирян» Время прочтения: 5 мин.
«Главное в Иисусовой молитве не количество, а качество. Запомним, что ум нужно заключать в слова молитвы, а сердце должно непрестанно пребывать в покаянии и плаче о грехах. Увлечение внешним молитвенным подвигом и особенно погоня за числом прочитанных молитв может привести к опасному состоянию, близкому к прелести»
Лука (Ауле), иеромонах, насельник Сретенского ставропигиального мужского монастыря в Москве.
«О творении Иисусовой молитвы» Время прочтения: 8 мин.
«Преподобный Макарий Оптинский всю жизнь свою со смирением молился только устной молитвой. Устной, максимум умной. Не больше того. И всегда, когда к нему приходили и начинали рассказывать о высших каких-то своих проявлениях в молитве, он брался за голову, качал головой и говорил: «Боже упаси. Больше держитесь смирения», – так он говорил: «Кайтесь, больше держитесь смирения», – в смирении человек способен сохранить все дары духовные, и в том числе Иисусову молитву»
Сергий Баранов (1967), протоиерей, настоятель храма Табынской иконы Божией Матери в посёлке Херсон, иконописец, духовный писатель, режиссер, сценарист.
«Вход в сердце – дело благодати, наше дело – стоять у дверей и смиренно стучать» Время прочтения: 11 мин.
«Я употребил понятие «у сердца», а не в сердце. Это очень важно, ибо вход в сердце – дело благодати, наше дело – стоять у дверей и смиренно стучать. В эту область нельзя вламываться. Это святая святых, ключ от этой двери только у Бога. Никакие технические средства не позволят тебе туда войти самому. Я повторяю: смиренно стоим у двери и стучим, даже лучше – просто стоим и ждём. Но если смирение, труд и постоянство дали вам навык находить место у сердца, это уже очень много. Преддверие рая уже пахнет раем – там тихо и мирно»
Андреас Конанос (1970), греческий религиозный деятель, проповедник, духовный писатель и публицист, автор многочисленных книг и статей.
«Эти пять слов разведут небеса» Время прочтения: 15 мин.
«Это имеет отношение и к тебе, потому что это способ вложить Христа в здесь и сейчас твоей жизни. Именно потому, что твоя жизнь многомерна, в ней множество забот, ты расколот и фрагментирован, с утра до вечера должен сделать множество дел и не успеваешь сделать хоть что-нибудь для Бога, помолиться как следует. Потому и существует эта молитва, которая называется монологичной, что означает, что она содержит одно слово, одно выражение, одно краткое изречение, которое, если и малому ребенку его сказать – всего пять слов! – то он его выучит»
Видео