Как не навредить

Григорий Синаит (ок. 1275-ок. 1346), преподобный, один из важнейших деятелей исихастского возрождения XIV в., духовно-аскетический писатель.

«О прелести»

Время прочтения: 9 мин. Уровень сложности: продвинутый

«Каждый имеет свой разум, и свое рассуждение естественное, деятельное или научное, но не все имеют рассуждение духовное…Три добродетели должно точно соблюдать в безмолвии и каждый час испытывать, всегда ли пребываем мы в них, чтоб, как-нибудь быв окрадены забвением, не стали мы шагать вне их. Они суть следующие: воздержание, молчание и самоуничижение, т.е. смирение»

 

Макарий Оптинский (Иванов) (1788-1860), преподобный, иеросхимонах, старец Оптиной пустыни, духовный наставник.

«Предостережение читающим духовные отеческие книги и желающим проходить умную Иисусову молитву»

Время прочтения: 34 мин. Уровень сложности: продвинутый

«Если по представляемому убеждению, всякий безразлично будет браться за прохождение умной молитвы, имея целию достижение высоких дарований и утешений духовных, то неминуемо должны многие впасть в одну из двух крайностей: или уловлены будут в прелесть вражию ложными ощущениями и обольстительными мечтаниями, или не получат никакого успеха, будут безрассудно смущаться, потому что высокой духовной молитвы, по слову святого Исаака Сирина, сподобляется един от бесчисленных человек»

 

Амвросий Оптинский (Гренков) (1812-1891), преподобный, иеросхимонах, почитался при жизни как старец.

«Иисусова молитва и искушения»

Время прочтения: 7 мин. Уровень сложности: средний

«Один брат спросил другого: «Кто тебя обучил молитве Иисусовой?» А тот отвечает: «Бесы». «Да как же так?» «Да так: они беспокоят меня помыслами греховными, а я все творил да творил молитву, так и привык»

 

Варсонофий (Плиханков) (1845-1913), схиархимандрит, Оптинский старец, преподобный.

«Отчего с ума сходят совершая Иисусову молитву»

Время прочтения: 2 мин. Уровень сложности: общедоступный

«Но человек не может определить сам, на каком уровне он стоит. Считать свои добродетели было бы фарисейской гордостью. Надо считать себя стоящим ниже всех и стремиться получить от Господа те дары, которые несомненно несет с собой Иисусова молитва, – это покаяние, терпение и смирение»

 

Виссарион (Нечаев) (1822-1905), епископ Костромской и Галичский, богослов, экзегет, проповедник, преподаватель. Основатель и редактор журнала «Душеполезное чтение».

«Необычайные состояния при творении Иисусовой молитве не всегда бывают действием благодати»

Время прочтения: 4 мин. Уровень сложности: средний

«Греха не будет, если кто, опасаясь прелести, без вопрошания не примет и того, что от Бога бывает; но беды много, если он поверит ложному видению. Ибо тогда уже враг уцепится и потянет все к верху и к верху, и оттуда сбросит»

 

Серафим (Роуз) Платинский (1934-1982), иеромонах (Русская Православная Церковь Заграницей), миссионер, духовный писатель, местночтимый святой Ахалкалакской епархии (Грузинская Православная Церковь).

«Имитация духовной жизни»

Время прочтения: 3 мин. Уровень сложности: общедоступный

«С какой точки зрения нам следует оценивать его, занятого духовной жизнью, творящего молитву Иисусову, если вдруг в процессе этой молитвы он может начать кидаться посудой? Это означает, что внутри у него страсти были на свободе, потому что у него была особого рода обманчивая идея или мнение касательно того, чтó такое духовная жизнь. Он и действовал, исходя из этого мнения, а не трезво, то есть исходя из знания, и при первой возможности страсти вырвались наружу. В таком случае гораздо более полезным является не выговаривать по пяти тысяч молитв, а делать что-то другое, что является духовным»

 

Авраам (Рейдман) (1953), схиархимандрит, духовник Ново-Тихвинского женского монастыря и Свято-Косьминской мужской пустыни (Екатеринбургская епархия), духовный писатель.

«О видениях во время умной молитвы и как с ними бороться»

Время прочтения: 5 мин. Уровень сложности: средний

«Иногда бывает, что не только в уме, внутренне, но и перед глазами появляются какие-то вспышки света или что-то привидится, иногда устрашающее, иногда прельщающее. Надо, повторю, не придавать этому никакого значения, осенять себя крестным знамением и продолжать молиться. Такая прелесть не всегда происходит от гордости, а просто диавол, пользуясь нашей неопытностью, пытается отвлечь нас от молитвы»

 

Владимир Ринкевич (1982), протоиерей, настоятель церкви Свв. апостолов Петра и Павла в Новой Вильне (район на востоке Вильнюса), председатель Социального отдела Виленско-Литовской епархии.

«Правда ли, что при неправильном чтении Иисусовой молитвы может произойти самовозгорание человека?»

Время прочтения: 2 мин. Уровень сложности: общедоступный

«У святых отцов есть указания, как сидеть, как держать голову, творя молитву, как согласовывать молитву с дыханием, но они пригодны далеко не для всех. Мирянам без особого благословения духовника применять такие практики крайне опасно. Даже монахи, которые уже при постриге получают четки, чтобы по ним непрестанно творить молитву Иисусову, до конца жизни этой молитве учатся — ошибаясь и анализируя свои ошибки»

 

Валерий Духанин (1976), иерей, публицист, духовный писатель. Автор многих книг, публикаций и докладов о смысле и значении православной веры. Редактор программ на радио «Радонеж».

«Ошибки при совершении умного делания, по учению свт. Игнатия Брянчанинова»

Время прочтения: 35 мин. Уровень сложности: продвинутый

«Для человека, облеченного плотью, духовный мир есть глубина неизмеримая. Наш путь к Небу пролегает чрез невидимые стремнины и пропасти, предугадание и обнаружение которых бывает выше способностей нашего слабого разума. Поверженное на землю сердце не всегда прочувствует, что в душевном делании под видом света явит ему тьму и мрачные узы. Со времен падшего праотца род человеческий находится в прелести, в обольщении ложью, падшими духами…»

 

Ошибка в тексте