Иисусова молитва и медитация – в чем разница?

Антоний (Блум) (1914-2003), митрополит Сурожский, доктор богословия, проповедник, один из известнейших православных миссионеров XX века.

«Вот уже четырнадцать лет я почти непрерывно твержу Иисусову молитву и никогда не ощутила Божие присутствие»

Время прочтения: 6 мин. Уровень сложности: общедоступный

«Это не означает, что она перестала молиться, а означает, что она могла поддерживать это созерцательное безмолвие некоторое время; затем ее ум начинал рассеиваться, и тогда она обращалась к словесной молитве, пока ум не становился снова спокойным и устойчивым; и тогда она от слов снова возвращалась в прежнее безмолвие. Очень часто это могло бы произойти и с нами, если вместо того, чтобы хлопотать и что-то «делать», мы сумели бы просто сказать: «Я — в Божием присутствии. Какая радость! Давай-ка я помолчу…»

 

Каллист (Уэр) (1934 — 2022), митрополит Диоклийский (Константинопольская Православная Церковь), богослов, профессор Оксфордского университета, патролог, переводчик «Добротолюбия» и богослужебных текстов на английский язык.

«Исихастский метод и его нехристианские параллели. Византийские йоги?»

Время прочтения: 13 мин. Уровень сложности: продвинутый

«При случае и христианские паломники в святые места могли вступать в беседу с суфиями. Один случай такого соприкосновения имеет для нас особое значение. Во время своего путешествия в 1354 г. из Фессалоник в Константинополь Григорий Палама был взят в плен турками и более года провёл в неволе. Известно, что в течение этого срока он имел беседы на религиозные темы с местными мусульманами, и представляется крайне вероятным (даже несмотря на то, что в дошедших до нас записях об этом ничего не сообщается), что говорили они и о суфийской практике зикра»

 

Иерофей (Влахос) (1945), епископ Элладской православной церкви, митрополит Навпактский и Свято-Власиевский.

«Различия между Иисусовой молитвой и методом йоги»

Время прочтения: 4 мин. Уровень сложности: средний

«Те учения, о которых ты упоминал, избегают углубляться в человеческие проблемы с целью сохранить свой мир и безмятежие. Мы же стремимся к иному – непрерывно молимся за всех. Плачем о всем мире. Хотя спасение – это единение со Христом, мы состоим в общении с другими людьми. Не можем спасаться сами по себе. Радость, которая существует только для нас, но не для мира, не является действительной радостью»

 

Рафаил (Карелин) (1931), архимандрит, священнослужитель Грузинской Православной Церкви, духовный писатель, публицист, критик церковного модернизма и экуменизма.

«Об искажениях в молитве»

Время прочтения: 7 мин. Уровень сложности: продвинутый

«В западной церкви и, прежде всего, в самом большом по численности и влиянию монашеском ордене иезуитов, разработан целый комплекс упражнений: полумедитаций-полумолитв, где монах, запираясь в своей келии, визуально представляет ад и рай в картинах, напоминающих “Божественную комедию” Данте. Отождествлять духовный мир с картинами и образами материального мира это значит добровольно вводить себя в круг духовной лжи»

 

Захария (Захару) (1946), архимандрит, насельник Свято-Иоанно-Предтеченского монастыря в графстве Эссекс (Великобритания), богослов, ученик и преемник известного подвижника благочестия наших времён архимандрита Софрония (Сахарова) — ученика и преемника преподобного Силуана Афонского.

«Иисусова молитва и медитация – в чем разница?»

Время прочтения: 6 мин. Уровень сложности: средний

«В своей борьбе за освобождение себя от всех скорбей и неустроенностей, связанных с бренностью жизни, восточный аскет погружает себя в абстрактное и интеллектуальное поле так называемого чистого Существования – отрицательную и обезличенную область, где невозможно узреть Бога, где есть только видение человеком самого себя. При таком подходе места сердцу не находится…»

 

Николай (Дробязгин) (1855-1924), архимандрит, миссионер. 

«Чудо факира и Иисусова молитва»

Время прочтения: 9 мин. Уровень сложности: общедоступный

«Я совершенно забыл о том, что я священник и монах, что мне вряд ли приличествует принимать участие в подобных зрелищах. Наваждение было так необоримо, что сердце и ум молчали. Но мое сердце было тревожно и больно забилось. Все мое существо охватил страх…»

 

Серафим (Роуз) Платинский (1934-1982), иеромонах (Русская Православная Церковь Заграницей), миссионер, духовный писатель, местночтимый святой Ахалкалакской епархии (Грузинская Православная Церковь).

«Восточная медитация наступает на Христианство»

Время прочтения: 25 мин. Уровень сложности: средний

«Человек, занимающийся йогой только ради телесного здоровья, уже подготовляет себя к определенным духовным воззрениям и даже переживаниям, о которых он, несомненно, и не догадывается…»

 

Валерий Бахтин (1969-2020), протоиерей, настоятель храма в честь Михаила Архангела в селе Владимировка, врач.

«Дыхательная гимнастика и чистка организма»

Время прочтения: 3 мин. Уровень сложности: средний

«Занятия дыхательной гимнастикой могут сопровождаться и так называемыми «психическими чистками». Во это время, очевидно, происходит стирание «застойных очагов» — уничтожается эмоциональная память о неприятностях. После них пациент отмечает положительные сдвиги в эмоциональном фоне — появляется жизнерадостность, уверенность в себе. Смягчению психических чисток хорошо помогают релаксация и лечебная хатха-йога. Главная цель дыхательной гимнастики — чистка организма. Опять жесткий материализм, прикрытый дымовой завесой буддизма»

 

Иеромонах Максим: «Холотропное дыхание — практика поражения души и сознания человека» Время прочтения: 18 мин. 

«Все элементы процесса холотропного дыхания направлены на достижение человеком изменённых состояний сознания (ИCC). ИСС издавна привлекают внимание психологов и являются предметом серьёзного научного интереса. Вопрос, что относить к таковым состояниям, решается отчасти по некоторым психологическим критериям. Так как для достижения ИСС используются методики и элементы восточных практик, то человек под их воздействием (святые Отцы связывают это воздействие с влиянием злых духов) достигает приятнейших “духовных утешений”, “видений”, переживаний “блаженств”, “покоя”, “мира” , “бесконечности”…»

 

Дмитрий Дружинин (1972), магистр богословия, писатель, автор книг «Маленькая шкода» и «Йога. Православный взгляд». Много лет посвятил занятиям йогой. Летом 2010 г. впервые попал в Рождества Пресвятой Богородицы Свято-Пафнутьев Боровский монастырь, где познакомился с духовником обители – схиархимандритом Власием (Перегонцевым), встреча с которым изменила его взгляды на мир.

«Молитва и медитация» Время прочтения: 18 мин. 

«В йоге конечной целью является самадхи – полная остановка деятельности сознания и последующее растворение в безличном Абсолюте. Монах-исихаст стремится к совершенно иному. Его ум продолжает действовать: во-первых, удерживает внимание в области сердца и, во-вторых, непрерывно творит Иисусову молитву, то есть собеседует с Богом. «Со всяким сердечным вниманием в чувстве душевном будем совершать путь свой, – призывает православного монаха преподобный Филофей Синайский. – Внимание и молитва, будучи на всякий день сочетаемы вместе, совершают нечто подобное огненной Илииной колеснице, подъемля на высоту небесную того, кто им причастен».

 

Наталья Николаевна Ярасова, психолог-консультант Миссионерского отдела Тульской епархии Русской Православной Церкви, писатель, автор книги «Психология и здравый смысл» (2025).

«Разрешена ли Православием аутогенная тренировка?»

Время прочтения: 23 мин. Уровень сложности: средний

«Снятие стресса без решения внутриличностных конфликтов, приводящих к чрезмерной реакции на стрессовые факторы, актуально лишь для экстренных ситуаций. В повседневном формате такое постоянное «механическое» снижение уровня стресса почти бесполезно и даже чревато вредными последствиями. Это лишь обезболивающее, из-за которого можно упустить тот момент, когда подавленные эмоции приведут к психоэмоциональным проблемам и тяжелообратимым изменениям в структуре личности».

Вопросы и ответы: 
Видео: 
Ошибка в тексте