«Нет другого имени под небом, данного человекам, которым надлежало бы нам спастись» (Деян.4:12)

Святитель Игнатий Брянчанинов (1807-1867):

Благодатная сила молитвы Иисусовой заключается в самом Божественном имени Богочеловека, Господа нашего, Иисуса Христа. Хотя многочисленные свидетельства Священного Писания возвещают нам величие имени Божия; но с особеннейшей определенностью объяснил значение этого имени святой Апостол Петр перед синедрионом Иудейским, когда синедрион допрашивал Апостола «какою силою или каким именем вы сделали это?» даровано им исцеление хромому от рождения? «Тогда Петр, исполнившись Духа Святаго, сказал им: начальники народа и старейшины Израильские! Если от нас сегодня требуют ответа в благодеянии человеку немощному, как он исцелен, то да будет известно всем вам и всему народу Израильскому, что именем Иисуса Христа Назорея, Которого вы распяли, Которого Бог воскресил из мертвых, Им поставлен он перед вами здрав. Он есть камень, пренебреженный вами зиждущими, но сделавшийся главою угла, и нет ни в ком ином спасения, ибо нет другого имени под небом, данного человекам, которым надлежало бы нам спастись.» (Деян. 4:7–12). Это свидетельство – свидетельство Святого Духа: уста, язык, голос Апостола были только орудиями Духа. И другой орган Святого Духа, Апостол языков, издает подобное провещание. «Ибо всякий», – говорит он, – «кто призовет имя Господне, спасется» (Рим. 10:13). «Христос Иисус смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной. Посему и Бог превознес Его и дал Ему имя выше всякого имени, дабы пред именем Иисуса преклонилось всякое колено небесных, земных и преисподних» (Флп. 2:8–10).

Епископ Виссарион (Нечаев) (1822-1905):

Назвать Иисуса Христом значит исповедать веру в Него, как в Просветителя, Искупителя и Царя, и вместе принять на себя обязательство строить всю свою жизнь по этой вере. Подобно сему многообъемлюща и краткая молитва Иисусова. Ею христианин и славословит Господа Иисуса, и молит Его. В ней Он исповедует и веру свою в Богочеловеческое достоинство Иисуса Христа, и покаяние во грехах, и чувство нужды в благодатной помощи, и желание спасения от погибели, и надежду спасения. И нет сомнения, что краткая молитва Иисусова имеет великую силу пред Богом, если только она действительно совершается в этом смысле и с теми душевными расположениями, каких требует столь обширный смысл её.

Одно покаянное слово мытаря умилостивило Бога, одно краткое речение спасло разбойника. Подобный успех может иметь и молитва Иисусова, если мы будем творить ее с покаянием мытаря и верою разбойника. В противном случае, сколько бы кто ни твердил молитву Иисусову, не может получить от неё духовной пользы. Нельзя же смотреть на нее, как на заговор какой. Нельзя же думать, что сила заключается в звуках. Имя Христово, призываемое в молитве Иисусовой, правда, имеет столь великую силу в деле нашего спасения, что, по слову Апостола, «и нет другого имени под небом, данного человекам, которым надлежало бы нам спастись» (Деян.4:12); но благодать Христа привлекается не произнесением Его имени, а стремлением войти в живое духовное общение, через веру, надежду и любовь, с тем, Которому принадлежит сие имя. Произнесение имени Христова должно быть выражением этого стремления, в противном случае не имеет никакого значения. Имя Христово страшно бесам, по обетованию Спасителя верующим: «именем Моим будут изгонять бесов» (Мк.16:17. слич. Лк.10:17). Но бывали случаи, что и бесы не боялись имени Христова, как показывает пример упоминаемых в книге Деяний апостольских иудейских заклинателей, сынов первосвященники Скевы. «Заклинаем вас, говорили они, обращаясь к бесноватым, – Иисусом, Которого Павел проповедует». Но злой дух сказал однажды в ответ таковым заклинателям: «Иисуса знаю и Павел мне известен, а вы кто? И бросился на них человек, в котором был злой дух, и, одолев их, взял над ними такую силу, что они нагие и избитые выбежали из того дома» (Деян.19:13–16). В сем случае имя Иисуса не могло быть чудотворным, без сомнения, потому, что было произносимо без веры в Самого Иисуса, с суеверным убеждением в чудотворной силе одного звука имени Христова.

Схиархимандрит Гавриил (Бунге) (1940):

Ставшая позднее привычной формула «Господи, Иисусе Христе, помилуй мя!» открыто провозглашает то, что подразумевалось с самого начала, то есть что нет другого имени под небом, данного человекам, которым надлежало бы нам спастись, кроме имени Иисуса Христа. Поэтому с полным правом отцы позднее придали особое значение этому спасительному исповеданию «Иисуса Христом» вплоть до развития подлинной мистики имени Иисуса. По сути, своим «непрестанным призыванием» молящийся ставит себя в ряды тех — слепых, паралитиков и т. п., — кто умолял Иисуса о помощи во время Его земной жизни. Они взывали к Нему так, как только и надлежит обращаться к Богу, свидетельствуя тем самым свою веру в Богосыновство Спасителя яснее, чем всяким иным исповеданием веры.

Ошибка в тексте