«Если мы захотим заняться «тонкой работой», возьмем по очереди свои самые сильные страсти и замеченные нами в течение дня грехи и будем просить со смирением милости Божией, чтобы избавиться от них, говоря: «Господи, Иисусе Христе…». Таким образом страсти будут искореняться и одновременно у нас останется добрая привычка к молитве, а не стремление только к внешней привычке молиться, отчего возникают ложное мнение о себе и прелесть»
Преподобный Паисий Святогорец
Паисий (Эзнепидис) Святогорец (1924-1994), преподобный, схимонах Константинопольской православной церкви. Монах Афонской горы, известный своей подвижнической жизнью, духовными наставлениями и пророчествами.
Лука (Войно-Ясенецкий) (1877-1961), святитель, архиепископ Симферопольский и Крымский. Врач-хирург, учёный и духовный писатель. Доктор медицины (1915), доктор богословия (1959), профессор.
Время прочтения: 3 мин. Уровень сложности: общедоступный
«Если мы захотим заняться «тонкой работой», возьмем по очереди свои самые сильные страсти и замеченные нами в течение дня грехи и будем просить со смирением милости Божией, чтобы избавиться от них, говоря: «Господи, Иисусе Христе…». Таким образом страсти будут искореняться и одновременно у нас останется добрая привычка к молитве» (Преподобный Паисий)
«В конце каждой молитвы при словах: «помилуй мя, грешного» вы должны вспоминать самый тяжелый и скверный свой грех, и когда укрепитесь в этой привычке, постепенно научитесь вспоминать и все другие грехи… А когда кончится земной путь твой, то смерть будет не отрадна, а радостна, ибо будет только переходом к вечному блаженству» (Святитель Лука)
Каллист (Уэр) (1934-2022), митрополит Диоклийский (Константинопольская Православная Церковь), богослов, профессор Оксфордского университета, патролог, переводчик «Добротолюбия» и богослужебных текстов на английский язык.
Время прочтения: 2 мин. Уровень сложности: общедоступный
«Кто-то скажет, что постоянное повторение «помилуй» – довольно неприглядное занятие. Для меня же эта молитва вовсе не скучная, она полна света, потому что фраза «помилуй мя» говорит не столько о нашем грехе и потере Бога, а скорее о примирении с Богом, говорит о преодолении греха через Божественную любовь»
Софроний (Сахаров) (1896-1993), архимандрит, священнослужитель Константинопольской православной церкви; основатель ставропигиального монастыря Святого Иоанна Предтечи в селении Молдон (графство Эссекс, Англия). В молодости отдал изучению индийской философии и занятиям йогой более семи лет своей жизни. Впоследствии он изменил своё мировоззрение и стал монахом на Святой Горе, учеником и биографом преподобного Силуана Афонского.
«Огонь покаяния и молитва Иисусова»
Время прочтения: 11 мин. Уровень сложности: продвинутый
«Необходимо нам пережить и боль, и ужасы, чтобы нам раскрылись глубины бытия и мы сделались бы способными к заповеданной любви: вне страданий человек остается духовно ленивым, полуспящим, чуждым Христовой любви. Зная это, мы, когда сердце наше уподобляется бездействующему вулкану, согреваем его призыванием Имени Христа: «Господи, Иисусе Христе, Сын Бога Живого, помилуй мя»
Иоанн Журавский (1867-1964), протоиерей, духовный писатель, автор книги, посвящённой Иисусовой молитве — «Тайна Царствия Божия, или Забытый путь истинного богопознания».
«Умное делание начинается с покаяния»
Время прочтения: 12 мин. Уровень сложности: продвинутый
«Кто идет путем молитвы вне покаяния – тот на пути гордости. Кто в молитве ждет высоких духовных состояний – тот в обольщении. Кто пребывает в молитве, и она не изменяет его жития и не уводит от жизни вещественно-плотской к жизни благодатно-одухотворенной – тот стоит на пути заблуждения. Кто слезной молитвой смирения изменяет свое житие перед Богом и непрестанно очищает свой ум слезами покаяния от докучливых помыслов – тот на правом пути, на пути спасительном, на пути св. Отцов»
Сергий Баранов (1967), протоиерей, настоятель храма Табынской иконы Божией Матери в посёлке Херсон, иконописец, духовный писатель, режиссер, сценарист.
«Непреложный закон непрелестной молитвы — глубокое покаяние»
Время прочтения: 5 мин. Уровень сложности: средний
«Мы живём этот тварный мир пятью естественными чувствами. Стремясь к Свету нетварному, мы обрываем всё тварное, рациональное. В Иисусовой молитве сознательно останавливается способность видеть, слышать, чувствовать. Человек погружается во тьму внутри своего сердца, почти умирает рационально. И в этой точке умирания нашего творчества вдруг начинает действовать Бог»