Иерофей (Влахос) (1945), епископ Элладской православной церкви, митрополит Навпактский и Свято-Власиевский.
«Этапы обучения Иисусовой молитвы»
Время прочтения: 10 мин. Уровень сложности: продвинутый
«Затем молитву принимает ум и произносит ее в себе; это и есть умная молитва. Вся она вновь заключается в слова, но сосредотачивается в уме. Когда он утомляется, тогда мы проговариваем молитву устами. Разумеется, такой образ или же использование четок является младенчеством молитвы. Однако отсюда следует начинать, а когда придет более совершенное, тогда оставлять (но с рассуждением) менее совершенное»
Каллист (Уэр) (1934-2022), митрополит Диоклийский (Константинопольская Православная Церковь), богослов, профессор Оксфордского университета, патролог, переводчик «Добротолюбия» и богослужебных текстов на английский язык.
Время прочтения: 5 мин. Уровень сложности: средний
«Подлинная сердечная молитва – это уже не просто проговоренные нами слова, а часть нас самих, как дыхание или биение сердца. Так по Божьей милости человек более не должен произносить молитву, но она сама «произносится» в нем: как писал св. Феофан Затворник, она перестает быть «трудовой» (или «делательной») и становится «самодвижной»
Авраам (Рейдман) (1953), схиархимандрит, духовник Ново-Тихвинского женского монастыря и Свято-Косьминской мужской пустыни (Екатеринбургская епархия), духовный писатель.
Время прочтения: 21 мин. Уровень сложности: продвинутый
«Те, кто занимается устной молитвой, боятся молитвы умной, а занимающиеся умной молитвой боятся молитвы сердечной: «Мы этого недостойны, мы этого не заслужили». Да, не заслужили, но ведь благодать Божия дается не по нашим заслугам. Поэтому если мы рассуждаем, достойны мы благодати или нет, то это признак гордости. Если благодать Божия нас посещает, то мы должны разумно принимать ее, не отвергать под предлогом смирения»
Валерий Духанин (1976), священник, публицист, духовный писатель. Автор многих книг, публикаций и докладов о смысле и значении православной веры. Редактор программ на радио «Радонеж».
«Святитель Игнатий (Брянчанинов) о ступенях молитвы Иисусовой»
Время прочтения: 16 мин. Уровень сложности: продвинутый
«От частого упражнения в гласной молитве уста и язык освящаются, делаются неспособными к служению греху, освящение сообщается и душе. Поэтому святитель Игнатий приводит в пример преподобных Сергия Радонежского, Илариона Суздальского, Серафима Саровского и некоторых других святых, которые не оставляли устной и гласной молитвы в течение всей жизни и сподобились благодатных даров Святого Духа. У этих святых «с гласом и устами были соединены ум, сердце, вся душа и всё тело; они произносили молитву от всей души, от всей крепости своей, из всего существа своего, из всего человека»
Николай Михайлович Новиков (1949), богослов, миссионер, писатель. Основатель проекта «Путь умного делания».
«Лестница степеней совершенства в Иисусовой молитве»
Время прочтения: 12 мин. Уровень сложности: средний
«Словесная молитва полезна только как средство подготовки к новоначалию. «Если же кто помимо умной молитвы песненным молением», то есть с помощью молитвы словесной, «захочет отразить прилог вражий и противостать какой-либо страсти и лукавому помыслу, тот скоро одолен бывает много раз, ибо бесы… издеваются над ним». Умная с сердечным вниманием молитва при старании «обычно привлекает благодать Святого Духа», чего не бывает при словесной молитве, совершаемой «без умного внимания, устами только и языком»…»