Святитель Игнатий Брянчанинов
«Молитва: Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя! есть словесная молитва, как и всякая другая. Сама в себе ничего особенного не имеет, а всю силу заимствует от того, с каким настроением ее творят. Все приемы, про какие пишется, не всем пригоже и без наличного наставника опасно. Лучше за всё то не браться. Один прием общеобязателен: «вниманием стоять в сердце». Другое все стороннее и к делу не ведущее прибавление».
Святитель Феофан Затворник
«В нашем организме дыхательный механизм и работа сердца тонко уравновешены, и неразумное вмешательство в эти естественные процессы может иметь непредсказуемые последствия. Это можно сравнить с тем, как человек взбегает по лестнице, перепрыгивая через ступеньку: всё идет хорошо, пока он движется инстинктивно, но стоит ему задуматься, куда ему поставить ногу при следующем шаге, он спотыкается и падает».
Митрополит Каллист Уэр
Антоний (Блум) (1914-2003), митрополит Сурожский, доктор богословия, проповедник, один из известнейших православных миссионеров XX века.
«Физическая сторона подвига внимания» Время прочтения: 15 мин.
«Описание приемов сведения ума в сердце» Время прочтения: 8 мин.
«Пользование телесными приемами требует наличия опытного и бдительного наставника, и со стороны ученика – крайней простоты, сознательной и волевой, и доверчивой открытости… в эпоху их самого яркого расцвета искусственные приемы… не исчерпывали “молитвенного умного делания”: с ними сочеталось всегда и обязательно строгое нравственное подвижничество трезвения и бдительного шествия путем Христовых заповедей»
Каллист (Уэр) (1934 — 2022), митрополит Диоклийский (Константинопольская Православная Церковь), богослов, профессор Оксфордского университета, патролог, переводчик «Добротолюбия» и богослужебных текстов на английский язык.
«В практике Иисусовой молитвы телесные упражнения – рамка, а картина – внутреннее обращение ко Христу. «Рамка» Иисусовой молитвы вполне может походить на «рамки» из нехристианских традиций, но это не должно сбивать с толку, ведь сама картина – уникальна. Иисусова молитва – христианская по содержанию, по существу; главное в ней – не повторение, не поза и не дыхание, но то, к Кому мы обращаемся. А слова ее обращены прямо к Иисусу Христу, воплотившемуся Спасителю, Сыну Бога и Сыну Марии»
Авраам (Рейдман) (1953), схиархимандрит, духовник Ново-Тихвинского женского монастыря и Свято-Косьминской мужской пустыни (Екатеринбургская епархия), духовный писатель.
«Святой Симеон Новый Богослов и совет при творении Иисусовой молитвы сосредоточивать ум в центре чрева – на пупке» Время прочтения: 6 мин.
«Я думаю, что этот метод возник в связи с представлением о сосредоточении. Представьте себе: человек сидит на низком стульчике, прижав подбородок к груди. Куда устремляется его взгляд? человек собирается внутрь самого себя, можно даже сказать, внутрь своего тела. Ведь обычно наш ум скитается где угодно вовне. И даже у человека сравнительно внимательного умственный взор часто обращен на какие-то внешние предметы»
Валерий Духанин (1976), священник, публицист, духовный писатель. Автор многих книг, публикаций и докладов о смысле и значении православной веры. Редактор программ на радио «Радонеж».
«Психофизическая сторона умного делания, по учению свт. Игнатия Брянчанинова» Время прочтения: 20 мин.
«Сущность дела, – говорит свт. Игнатий, – состоит в том, чтоб ум соединился с сердцем при молитве, а это совершает Божия благодать в свое время, определяемое Богом. Упомянутый механизм (ввождение ума в сердце при посредстве дыхания) вполне заменяется неспешным произношением молитвы, кратким отдыхом после каждой молитвы, тихим и неспешным дыханием, заключением ума в слова молитвы. При посредстве этих пособий мы удобно можем достигнуть внимания в известной степени…»
Николай Михайлович Новиков (1949), богослов, миссионер, писатель. Основатель проекта «Путь умного делания».
«Тем не менее описанная техника не всегда и не всем подходит. Кто-то никак не может внятно расслышать пульс, кому-то не удается совмещение ритмов, а у кого-то могут возникать нездоровые ощущения в сердце, и тогда нужна осторожность. В этих случаях можно вполне ограничиться привязкой только к дыханию«
Алексей Ильич Осипов (1938), православный богослов, педагог и публицист, доктор богословия. Заслуженный профессор Московской духовной академии, апологет, проповедник, православный катехизатор.
«Дыхание при молитве Иисусовой» + ВИДЕО (продолжительность: 03:02)
«Надо удерживать движение ума, прежде всего. Ума, а не ноздрей и нечувственное дыхание ноздрей, как это делают невежды»
«О сосредоточении внимания в верхней части груди при молитве» + ВИДЕО (продолжительность: 01:35)
«…при некотором упражнении — это действительно, если человек научится держать внимание не в голове, не в глазах, не вверху, не вверх, поднимая свой взор, а именно в себя, где, по слову Христа, есть Царство Божие, внутри нас есть»
***
Дыхательные практики при творении Молитвы иисусовой