смысл и значение молитвы Иисусовой

«Она есть исповедание веры, подательница Духа Святого и Божественных даров, сердца очищение, бесов изгнание, Иисуса Христа вселение, духовных разумений и Божественных помыслов источник, грехов отпущение, душ и телес врачевание, милости Божией источник, единая спасительница как имя Спасителя нашего Бога в себе носящая»

Архиепископ Симеон Солунский

 

Варсонофий (Плиханков) (1845-1913), преподобный, схиархимандрит, Оптинский старец.

«О молитве Иисусовой» 

Время прочтения: 13 мин. Уровень сложности: продвинутый

«Начинающий Иисусову молитву подобен гимназисту, поступившему в первый класс гимназии и надевшему форму. Можно думать, что он впоследствии и кончит гимназию, может быть, и в университет пойдет. Но вот проходят искушения первого же урока, например, по арифметике ученик не понял, и помысл ему говорит: «Первого урока не понял, тем более не поймешь второго, а там, глядишь, вызовут. Лучше скажись больным да посиди дома»

 

Антоний (Блум) (1914-2003), митрополит Сурожский, доктор богословия, проповедник, один из известнейших православных миссионеров XX века.

«Иисусова молитва»

Время прочтения: 9 мин. Уровень сложности: общедоступный

«Великие учители Православия всегда подчеркивали, что молитва Иисусова заключает в себе всю суть Евангелия. Вот почему молитвой Иисусовой во всей ее полноте может молиться только тот, кто принадлежит Евангелию, кто действительно член Церкви Христовой»

 

Виссарион (Нечаев) (1822-1905), епископ Костромской и Галичский, богослов, экзегет, проповедник, преподаватель. Основатель и редактор журнала «Душеполезное чтение».

«В деле духовного трезвения имеет великую силу молитва Иисусова» 

Время прочтения: 15 мин. Уровень сложности: средний

«Было время, когда для вступления в общество верующих чрез крещение достаточно было исповедать: «верую, что Иисус Христос есть Сын Божий» (Деян.8:37). Весь символ веры заключался в этих кратких словах; но в них – зерно или сущность всего христианского учения. Одно «наименование Христа, по слову св. Василия Великого, есть исповедание всего: оно указывает и на помазующего Бога, и на помазанного Сына, и на помазание Духа, как учит нас Петр в Деяниях: «Бог Духом Святым и силою помазал Иисуса из Назарета» (Деян.10:38)»

 

Иларион (Алфеев) (1966), епископ Русской Православной Церкви на покое, митрополит, доктор богословия, писатель, проповедник. 

«Свойства молитвы Иисусовой»

Время прочтения: 3 мин. Уровень сложности: общедоступный

«Когда мы говорим: «Господи Иисусе Христе, помилуй мя, грешнаго», мы как бы ставим себя перед лицом Христа, сравниваем свою жизнь с Его жизнью. И тогда мы действительно ощущаем себя грешниками и можем из глубины сердца принести покаяние»

 

Авраам (Рейдман) (1953), схиархимандрит, духовник Ново-Тихвинского женского монастыря и Свято-Косьминской мужской пустыни (Екатеринбургская епархия), духовный писатель.

«Смысл и значение молитвы Иисусовой»

Время прочтения: 13 мин. Уровень сложности: средний

«Преподобный Антоний Великий сказал, что в человеке действуют три воли (хотя сам человек этого не замечает): воля Божественная, воля человеческая и воля бесовская. Человеческая воля склоняется то в одну, то в другую сторону, соединяется то с Богом, то с демонами, и такое изменение ума происходит непрестанно. Не в нашей власти прекратить его одним усилием воли, это выше наших сил, сами по себе мы этого сделать не можем. Здесь нужна сверхъестественная помощь. Если мы это поняли, правильнее сказать, прочувствовали это на собственном горьком опыте, тогда мы осознаём необходимость и важность молитвы Иисусовой»

 

Иоанн Журавский (1867-1964), протоиерей, духовный писатель, автор книги, посвящённой Иисусовой молитве — «Тайна Царствия Божия, или Забытый путь истинного богопознания».

«Многомощная «непрестанная Иисусова молитва», оживотворяющая душу»

Время прочтения: 9 мин. Уровень сложности: средний

«Умная молитва» как верное средство спасения нашей «умной природы» от неизбежного потопления в мысленном грехе, предлагается Отцами потому, что другого средства и нет, столь действенного. Ибо никто так не познал нашей «умной сущности» – нашей души и ее тяжкой болезни, как Богомудрые Отцы, потому и предлагают они это св. средство»

 

Валерий Духанин (1976), священник, публицист, духовный писатель. Автор многих книг, публикаций и докладов о смысле и значении православной веры. Редактор программ на радио «Радонеж».

«Что такое умное делание?»

Время прочтения: 5 мин. Уровень сложности: общедоступный

«Каждому христианину необходимо шествовать по тому пути, который соответствует его духовному уровню, чтобы не разбиться, дерзко устремившись к манящим высотам духовного совершенства. Кстати, святитель Игнатий Брянчанинов в этом отношении вообще не рекомендовал читать даже очень благочестивым мирянам святоотеческие книги, посвященные возвышенным сторонам умного делания»

 

Николай Евграфович Пестов (1892-1982), богослов, историк православной Церкви, доктор химических наук, профессор, кавалер ордена Ленина. 

«Значение молитвы Иисусовой»

Время прочтения: 8 мин. Уровень сложности: средний

«Непрестанно призывать имя Божие есть врачевание, убивающее не только страсти, но и самое действие их. Ибо от призывания имени Божия враги обессиливаются; а зная это, не перестанем призывать имя Божие на помощь. Как врач изыскивает (приличное) врачевание или пластырь на рану страждущего, и они действуют, причем больной и не знает, как это делается, так точно и имя Божие, будучи призываемо, убивает все страсти, хотя мы и не знаем, как это совершается»

 

Николай Михайлович Новиков (1949), богослов, миссионер, писатель. Основатель проекта «Путь умного делания».

«Почему именно Иисусова молитва является незаменимым инструментом овладения искусством умного делания?»

Время прочтения: 20 мин. Уровень сложности: продвинутый

«Любая многословная молитва, будь то прошение, благодарение, славословие или забота о ближнем, всегда выражает какое-либо наше желание, нашу просьбу, наше чувство. Мы проецируем на молитвенный фон наши тревоги, опасения, озабоченность, нашу радость и прочие наши переживания, устремления, предпочтения, привязанности и пристрастия. Это постоянное наше означает, что хотя бы и невольно, но «все, что мы просим у Христа, мы обычно просим ради самих себя, а не ради Христа»

Ошибка в тексте