Каллист (Уэр) (1934-2022), митрополит Диоклийский (Константинопольская Православная Церковь), богослов, профессор Оксфордского университета, патролог, переводчик «Добротолюбия» и богослужебных текстов на английский язык.
«Происхождение Иисусовой молитвы и физических приёмов»
Время прочтения: 10 мин. Уровень сложности: продвинутый
«Непрестанно молитесь: идеал непрерывной молитвы в восточном монашестве»
Время прочтения: 24 мин. Уровень сложности: продвинутый
«Примерно в то же время или немного позже в «Житии аввы Филимона» впервые появляется формула, которая затем будет названа стандартной формой Иисусовой молитвы: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя». Вариант с добавлением в конце слова «грешного» не встречается вплоть до XIV в.»
Иларион (Алфеев) (1966), митрополит б. Будапештский и Венгерский, клирик храма первоверховных апостолов Петра и Павла в Карловых Варах (Чешская Республика), доктор богословия, писатель, проповедник.
«Молитва Иисусова. Классические монашеские тексты»
Время прочтения: 31 мин. Уровень сложности: продвинутый
«В «Лествице» имеются указания на связь между молитвой и дыханием: «Память Иисусова да соединится с дыханием твоим, и тогда познаешь силу безмолвия». Эти слова будут неоднократно цитироваться последующими авторами; в эпоху византийского исихазма они лягут в основу так называемого психосоматического метода молитвы Иисусовой»
Варсонофий (Веревкин) (1894–1939), архимандрит Свято-Троицкой Александро-Невской лавры, основатель и духовник православной женской общины в Старом Петергофе, подвижник благочестия, претерпевший гонения и скорби в годы советской власти, писатель.
«Происхождение молитвы Иисусовой и глубина ее содержания»
Время прочтения: 4 мин. Уровень сложности: средний
«Когда настало страдание Спасителя, Он сказал ученикам: «Если чего попросите у Отца во имя Мое, Я то сделаю» (Ин.14:14, 16:23–24). По воскресении Он говорил, что уверовавшие… «именем Моим будут изгонять бесов» (Мк.16:17). Апостол Павел писал, что «пред именем Иисуса преклонится всякое колено» (Флп.2:10). И в апостольских Деяниях написано, как апостол Петр говорил, что «нет другого имени под небом, данного человекам, которым надлежало бы нам спастись, кроме имени Иисуса Христа Назорея» (Деян.4:10, 12)»
Виссарион (Нечаев) (1822-1905), епископ Костромской и Галичский, богослов, экзегет, проповедник, преподаватель. Основатель и редактор журнала «Душеполезное чтение».
«Спор монаха Варлаама и св. Григория Паламы по поводу молитвы Иисусовой»
Время прочтения: 9 мин. Уровень сложности: средний
«Против Варлаама вновь восстал Григорий Палама. В опровержение клеветы на афонское монашество, он писал Варлааму, что «он напрасно злословит монахов, основываясь на словах простого старца. Если Варлаам хочет узнать истинное учение о святой жизни и о духовных видениях угодников Божиих, он должен сам вести подвижническую жизнь и просить вразумления от Господа, или обратиться к мужу, которого Бог удостоил своей благодати». Впрочем, святой Григорий утверждал, что подвижники действительно сподобляются озарений небесным светом, и видят его даже телесными очами, и что этот свет есть несотворенный, божественный, совершенно одинаковый с тем, который сподобились видеть на Фаворе апостолы, и которым озаряемы были многие мученики во время страданий»
Антуан Гийомон (1915-2000), исследователь христианского Востока, специалист по истории сирийского и коптского монашества, знаток наследия Евагрия Понтийского.
«Иисусова молитва египетских монахов»
Время прочтения: 16 мин. Уровень сложности: продвинутый
«Когда и кем впервые стала практиковаться Иисусова молитва? В каких древних памятниках зафиксированы наставления духовно умудренных подвижников о спасительности Иисусовой молитвы? И что именно говорили они? Были ли у практики призывания имени Христова противники? Этому посвящена работа известного французского богослова, специалиста по истории сирийского и коптского монашества Антуана Гийомона (1915–2000), перевод которой мы предлагаем нашим читателям»