Николай Михайлович Новиков: «Словесный состав молитвы»

Время прочтения: 6 мин. Уровень сложности: средний

Основным инструментом умного делания является Иисусова молитва, краткое молитвенное обращение, содержащее имя Иисуса Христа, разновидность односложной[1], или единопомышляемой[2], молитвы, то есть короткой фразы, состоящей из нескольких слов, обычно предназначенных для постоянного повторения. Самая простая и древняя формула односложной молитвы – «Господи, помилуй» (Kuvrie e*levhson), наряду с которой существовали различные вариации, например заимствованная из евангельского текста молитва мытаря: Боже, милостив буди мне грешнику[3] или псаломские строки: Боже, в помощь мою вонми’ и Господи, помощи’ ми потщися[4].[5] Однако новозаветная эпоха ознаменована фактически полным переходом к практике Иисусовой молитвы. Причин тому несколько, и прежде всего то значение, которое имеет личное, по имени, обращение к Спасителю[6]. Из самых архаичных форм Иисусовой молитвы чаще всего встречаются две: «Господи Иисусе Христе, помилуй мя» и «Господи Иисусе Христе, помози ми», иногда с некоторыми добавлениями. К VI веку наибольшее распространение получило прибавление к среднему члену первой формулы слов «Боже наш» или «Сыне Божий». В древнейшем тексте IV века содержится следующее высказывание, принадлежащее известной подвижнице, последовательнице прп. Антония Великого блаженной амме Феодоре: «Сокровенное же поучение есть непрестанная в уме молитва: Господи Иисусе Христе, помилуй мя! Сыне Божий, помози ми»[7]. Полная формула Иисусовой молитвы (Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя) встречается в тексте V века «Беседа об авве Филимоне», представленном в Добротолюбии.

Краткость Иисусовой молитвы это одно из важнейших ее свойств, дающее многие преимущества перед прочими молитвенными текстами. Только краткая молитвенная фраза может служить действенным средством перехода от словесной молитвы к умной. Состоящая из восьми–пяти слов, а у опытных и еще более краткая, Иисусова молитва позволяет последовать пророческой заповеди: слова твои да будут немноги[8]. Такая молитва разом охватывается умом, а это именно то, что требуется при обучении молитве умной.

Множество образов, запечатленных в богослужебных текстах, в псалмах, канонах или акафистах, неизбежно порождают череду ассоциаций, взывают движения мысли и чувства, направленные вширь и вовне. То же происходит при выражении просьб и пожеланий в собственных пространных молитвах. Иисусова молитва, напротив, за счет своей лаконичности ведет от внешнего к внутреннему, помогает собраться в себе, уйти вглубь. Ум, не развлекаемый множеством образов, перестает распылять свои силы. Сосредоточиваясь на одной мысли, он заостряется и все глубже проникает в сердце.

***

«Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешного»

«Господи Иисусе Христе, помилуй мя».

Полная восьмисловная форма Иисусовой молитвы, обычная для словесного молитвословия, при занятии умным деланием не подходяща из-за своей громоздкости, и потому оптимальный вариант для начинающих – молитва пятисловная[9].

Однако у тех, кто с годами обрел устойчивый навык в полной молитве, могут возникнуть затруднения при переходе к сокращенному варианту. После длительной практики молитвословия остается инерция, своего рода зависимость от навыка. Подобное смущение испытывает, например, наш читатель, при переходе от восьми слов к пяти: «С пятью словами удобнее, но как-то не хватает слова грешнаго»[10].

Как эту трудность преодолеть?

Чтобы решить проблему, постараемся сочетать сокращение молитвенной фразы с обучением умной молитве. Мы начнем безмолвно домысливать пропускаемые слова, избегая внутренней артикуляции. Сокращая словесный состав молитвы, будем одновременно увеличивать ее смысловую емкость. Это станет полезным упражнением в освоении умного делания.

С этой целью, произнося имя Божие Иисусе Христе, одновременно вмещаем в него то, что мы тысячи раз произносили, а теперь только мыслим: Сыне Божий[11]. Произнося помилуй мя и опуская слово грешнаго, вкладываем в местоимение мя осознание собственной греховности. Теперь, с опытом, уже достаточно того, чтобы искренне чувствовать себя грешником, не объясняя этого на словах ни самому себе, ни Богу[12].

Покаянный дух должен стать существом нашей молитвы, независимо от ее словесного состава. Ведь «можно говорить и два слова Господи, помилуй с глубоким покаянием»[13]. Прибавлять же слово грешнаго обычно советовали начинающим, приступающим к словесному деланию, ибо для начала это полезно и «прилично нам грешным»[14].

Вообще же молитва Иисусова «первоначально произносилась без прибавки слова грешнаго. Слово это присовокуплено к прочим словам молитвы впоследствии»[15]. Поэтому не редко его отсутствие можно заметить в практике наших предков исихастского устроения[16].

Между тем иногда не решаются опускать это слово, так как наслышаны, что называть себя грешником и благочестиво, и полезно ради смирения. Но смущаться тут незачем. Так сложилось в русской традиции, что предпочтение отдавалось восьмисловной молитве. Традиция – это святыня, завещанная отцами, ее необходимо и уважать, и хранить. Так мы и поступаем, – приобщаясь к ней, благоговейно ее придерживаемся. Поэтому большинство, приступая к молитве Иисусовой, используют полную фразу из восьми слов и часто продолжают и дальше ее держаться, пока находятся на словесном уровне.

Однако те, кто начинают занятия умным деланием, встречаются со специфической практикой, где традиционны иные формы молитвы, в частности – пятисловная. И традиция эта не менее древняя[17].

Так что и полный, и краткий вариант вполне законны. Естественно, что свои методы и традиции во внешнем и свои во внутреннем подвиге. А потому для преуспеяния в умной молитве потребуется вооружиться тем, что найдено, проверено и отработано поколениями предшественников на этом пути.

***

[1] Односложная (monolovgisto», от movno» – один и logismov» – мысль, помысл) молитва – буквально: однословная, или одномысленная, молитва. Имеется в виду короткое выражение, которое легко охватить умом – «уложить в одно помышление».

[2] Лествица. 15:53.

[3] Лк. 18, 13.

[4] Пс. 69, 2.

[5] Об этой практике свидетельствует, в частности, прп. Иоанн Кассиан Римлянин, посетивший в 390-е годы египетский Скит и другие монашеские центры пустыни.

[6] См. об этом: Новиков Н.М. Молитва Иисусова. Опыт двух тысячелетий. Т. 3. Раздел «Мысль и слово», гл. «Устне мои отверзеши» («Нет другого имени под небом»).

[7] Киприан (Керн), архим. Антропология св. Григория Паламы. М., 1996. С. 58; Комментарии // Мейендорф Иоанн, прот. Жизнь и труды свт. Григория… СПб., 1997. С. 411.

[8] Еккл. 5, 1.

[9] Например, прп. Ефрем Катунакский на вопрос: «Целиком ли читать восьмисловную Иисусову молитву?» – отвечает: «Нет, нет, это утомительно. Достаточно пяти слов». – Старец Ефрем Катунакский. М., 2002. С. 109.

[10] Из письма свящ. А.К. Архив автора.

[11] Если из Иисусовой молитвы исключить слова Сыне Божий, оставив пять слов, то «это очень поможет тем, кто не справляется с внимательным прочтением полной молитвы… Уму легче сосредотачиваться на меньшем количестве слов. Ведь цель этой молитвы – пребывание ума в устремлении к Богу». – Иосиф Ватопедский, старец. Слова утешения. 2005. С. 133.

[12] «Господь Сам знает, что вы – грешная. Так молитесь: Господи Иисусе Христе, помилуй мя. Так короче и легче, и внимание будет лучше удерживаться на словах. Вот так и молитесь». – Герман (Гомзин) прп. // Великие русские старцы. М., 2000. С. 743.

[13] Рафаил (Карелин), архим. http://karelin-r.ru/faq

[14] «Прилагают же ныне отцы в молитве, егда кто изречет: Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, абие слово грешнаго. И сие приятно есть Богу, наипаче же прилично нам грешным». – Нил Сорский, прп. Предание о жительстве скитском (на слав. яз.). М., 1997. С. 82.

[15] Игнатий (Брянчанинов), свт. Творения. М., 1996. Т. 2. С. 234.

[16] Например, «Свт. Феофан Затворник произносил Иисусову молитву в семисловной форме, исключая последнее слово грешнаго». – http://karelin-r.ru/faq/answer/1000/3542/index.html Опускал слово грешнаго и прп. Иосиф Волоцкий: «Идешь ли ты, или сидишь, или спишь – на всяком месте непрестанно молись с чистой совестью, говоря так: Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя; и Бог услышит тебя». – Иосиф Волоцкий, прп. Просветитель. М., 1993. С. 208.

[17] Например, «сокращать восьмисловную молитву до пятисловной» советовал свт. Григорий Богослов, чтобы, по его выражению, «дать некоторый отдых для ума». – http://karelin-r.ru/faq/answer/1000/3542/index.html

Источники: Новиков Н.М. / Молитва Иисусова. Опыт двух тысячелетий. Учение святых отцов и подвижников благочестия от древности до наших дней: Обзор аскетической литературы: В 4 т. М.: Издательский проект «Путь умного делания», 2021 – 716 с.

Ошибка в тексте