Схиархимандрит Авраам (Рейдман): «Молитва Иисусова в миру»

Время прочтения: 20 мин. Уровень сложности: средний

Схиархимандрит Авраам (Рейдман) (1953)

Тема нашей беседы – Иисусова молитва в миру. Почему в миру? Потому что у многих людей, в особенности интересующихся святоотеческой литературой, складывается неправильное мнение, что Иисусова молитва – это принадлежность монахов. Надо справедливости ради сказать, что есть много монахов, которые говорят, что Иисусова молитва – это принадлежность пустынников. Может быть, даже есть и такие пустынники, которые говорят, что Иисусова молитва – это принадлежность древних святых отцов. И так всякий находит оправдания, для того чтобы не брать на себя иго Христово, иго непрестанной молитвы.

Без Иисусовой молитвы вести духовную жизнь невозможно. И миряне имеют право на Иисусову молитву! Не имеют права заниматься ею – даже не вообще Иисусовой молитвой, а только художественным умным деланием – лишь те, кто пребывает в смертных грехах. В этом смысле умное делание и Иисусова молитва – это несколько разные вещи. Просто молиться Иисусовой молитвой с покаянием, наподобие мытаря, который бил себя в грудь и говорил: Боже! Милостив буди мне грешнику[1], можно любому человеку. Потому что через покаяние он возвращается к Богу, через покаяние он избавляется от своих даже тяжких смертных грехов. А как можно запретить человеку каяться?

Когда же речь идет об умном делании, то есть о художественном сведении ума в сердце, о всевозможных сугубо монашеских приемах преуспеяния в сосредоточении, то тут, конечно же, есть некоторые ограничения. Человек, пытающийся без руководителя заниматься умным деланием со всеми его особенностями и премудростями, и при этом имеющий тяжкие смертные грехи, навлекает на себя гнев Божий. Допустим, кто-то пребывает в блуде или в каком-нибудь ином смертном нераскаянном грехе, то есть вновь и вновь повторяет этот грех, и при этом занимается Иисусовой молитвой, пытаясь достичь духовных результатов, – понятно, что этот человек дерзко, нечестиво оскорбляет благость Божию. И конечно, благодать Божию он не привлечет, но навлечет на себя злобу нечистых темных духов, которые найдут возможность ему повредить. Они могут лишить его рассудка или навести на него тяжкие испытания, расстроив здоровье или наведя невыносимые духовные искушения. Поэтому, повторю, таким людям серьезно заниматься молитвой Иисусовой нельзя.

Да и как человек может вести духовную жизнь, когда он не хочет расстаться со своей безнравственностью? Если у него нет решимости отречься от грубых и явных грехов, то хватит ли у него сил на то, чтобы преодолеть в душе тонкие движения греха и лукавства? Безусловно, пренебрегая исправлением во внешнем, человек тем самым показывает свое безразличие к внутренней жизни. Как можно избавиться, например, от нечистых блудных помыслов, когда ты блудишь? Как можно избавиться от зависти, когда ты воруешь? Как можно избавиться от помыслов чревоугодия, когда ты предаешься объедению и пьянству? Поэтому, приступая к духовной жизни, прежде нужно пресечь действия страстей на деле, а потом уже бороться с мысленными греховными движениями. Понятно, что грех начинается изнутри, с помыслов. Но в то же время нужно пресечь грубые проявления греха и тогда уже приступить к борьбе с тем, что происходит внутри нас самих.

Миряне так же, как и монашествующие, должны бороться с грехом. То, что миряне состоят в браке, то, что они вынуждены приобретать имущество для содержания своих близких, отнюдь не является препятствием для того, чтобы заниматься Иисусовой молитвой. Существует только одно препятствие, о котором я уже сказал, кратко его можно выразить двумя словами: нечистая совесть. Если у христианина, какое бы он положение в обществе ни занимал, чистая совесть, – значит, он может приобрести дерзновение пред Богом.

Всевозможные обстоятельства: занятость, или работа, которая постоянно занимает ум, или нехватка времени, или утомление, или переутомление – никак не могут быть препятствием к Иисусовой молитве. Это все равно что сказать, что человек, живущий в миру, несвободен: мол, есть свободные люди – монахи, а есть несвободные – миряне, порабощенные своими земными заботами. Это не так. Человек внутренне всегда свободен. Все зависит от его рвения.

Нужно, конечно, приспосабливаться к обстоятельствам. Понятно, что человек, который сидит за рулем автомобиля, не может закрыть глаза и углубиться в сердце, потому что это опасно. Тот, кто занимается напряженной умственной работой у компьютера, также не может углубиться в себя. Нельзя пренебрегать и домашними обязанностями ради молитвы. Допустим, если в семье есть маленький ребенок, а мать скажет: «Я его кормить не могу, мне надо исполнить четочное правило», то это абсурд.

Всякий христианин должен исполнять свой долг, например подчиняться государству, администрации, начальству. Кто внимательно читает Новый Завет, тот знает, что об этом так и сказано: Начальник есть Божий слуга, тебе на добро. Если же делаешь зло, бойся, ибо он не напрасно носит меч: он Божий слуга, отмститель в наказание делающему злое. И потому надобно повиноваться не только из страха наказания, но и по совести. Итак отдавайте всякому должное: кому подать, подать; кому оброк, оброк; кому страх, страх; кому честь, честь[2]. Мы должны подчиняться властям, но настолько, насколько это соответствует нашему христианскому чувству. Мы в этом отношении как бы безразличны: вы хотите, чтобы мы вели себя так, – будем вести себя так, хотите, чтобы иначе, – будем вести себя иначе, как вы требуете. Лишь бы только вы не ущемляли наших религиозных чувств, не мешали нам жить внутренне свободной жизнью.

Итак, исполняя свой долг и перед властями, и перед родственниками, – ибо апостол Павел говорит, что тот, кто не заботится о своих близких, хуже неверного, – мы тем самым нисколько не мешаем молитве, наоборот, располагаем душу к тому, чтобы истово, внимательно, ревностно молиться. Потому что самое главное – это не внешние обстоятельства, а правильное расположение души, чистая совесть, в особенности смирение, любовь к Богу. Вот что делает человека способным к молитве. И вы сами понимаете, что эти чувства ничем внешним удержаны или искажены быть не могут, если мы сами добровольно не поддадимся соблазну.

Но… существуют внешние обстоятельства. Допустим, вечером внезапно появилась срочная работа по дому и человек вынужден прервать правило. Что же делать? Нужно, с одной стороны, проявлять гибкость, с другой – твердость. Гибкость состоит в том, чтобы приспособиться к обстоятельствам и, если необходимость заставляет нас сократить или вовсе оставить правило в обычное время, исполнить его в другое время. Твердость – в том, чтобы не оставлять молитву, не оправдывать себя тем, что нам что-то мешает молиться. Важно то, что мы ищем Бога и находим возможность в удобное для нас время соединиться с Ним умом, соединиться в молитве Иисусовой.

Иисусова молитва удобна еще и тем, что мы можем совершать ее в обстоятельствах самых, казалось бы, неподходящих для молитвы. Трудно в общественном транспорте достать молитвослов и читать, например, правило ко причащению: и толкают, и темно, и трясет автобус, – понятно, что такая молитва будет формальной. Хотя, конечно, это лучше, чем предаваться греховным или суетным помыслам. Однако гораздо проще в неблагоприятных обстоятельствах читать Иисусову молитву и таким образом собирать свой ум. Ничто нам не помешает это сделать, лишь бы только мы сами стремились к этому. Допустим, нас кто-то толкает или грубит нам – та же самая Иисусова молитва помогает нам, конечно при некотором усилии с нашей стороны, преодолевать гнев и раздражение. Она утешает нас, она же соединяет нас с Богом, и она же помогает победить ту страсть, которая, к сожалению, часто проявляется в общении друг с другом, то есть гнев.

Можно рассмотреть и другие обстоятельства. Вот, скажем, человек находится за рулем. Некоторые приспосабливаются и слушают в автомобиле записи разных текстов, в том числе и молитвы, это, конечно, выход из положения. Но одно дело – слушать, а другое – молиться самому. Если человек ведет машину и повторяет про себя или вслух Иисусову молитву, то даже в такой, казалось бы, совсем немолитвенной ситуации, христианин все же имеет возможность как-то сосредоточиться. Иисусовой молитвой можно заниматься и тогда, когда ты стираешь, и когда готовишь, и когда утюжишь, и при какой-либо иной работе, которая не требует особенного внимания. И даже если мы поглощены серьезной умственной работой, то можем на одно мгновение отвлечься и сказать две-три Иисусовых молитвы, и это также вменится нам в непрестанную молитву.

Но в особенности для приобретения навыка в молитве, для преуспеяния в ней большое значение имеет так называемое четочное правило. Я его называю так потому, что обычно его совершают по счету по четкам. Можно молиться и без четок: просто стараться внимательно, без посторонних мыслей читать Иисусову молитву. Можно делать это в определенное время, вечером или утром, когда есть возможность, а можно, как я уже сказал, приспосабливаться к своим переменчивым обстоятельствам.

В одной из прошлых бесед я говорил о том, что в духовной жизни режим имеет очень большое значение. И в большой степени от нас самих зависит то, как мы планируем свой день. Поэтому мы должны проявить рассудительность и так организовать свой день, чтобы осталось время для молитвы. Мы находим время для завтрака, обеда и ужина, для беседы со своими домашними, когда приходим с работы, находим время для общения с друзьями, для продолжительных разговоров по телефону, но… не находим времени для молитвы. Почему? Наша неорганизованность тому виной. Мы не придаем должного значения молитве, поэтому так и получается. Но даже если мы всё сделали для того, чтобы у нас осталось время для молитвы и при этом все же случилось нечто неожиданное, препятствующее обычному ходу вещей, тогда мы должны приспособиться и выискать «окно» в течение нашего дня, использовать свободное время для того, чтобы получить пользу, дорожа временем.

Итак, мы видим, что ничто не может помешать нам заниматься Иисусовой молитвой. Но, конечно, найдутся люди, которые скажут: «Да, действительно, если бы мы захотели, то ничто не могло бы этому воспрепятствовать, но неужели нам до такой степени необходимо молиться, что надо прилагать такие усилия? Может, как-то и без Иисусовой молитвы можно обойтись?» Действительно, можно обойтись без Иисусовой молитвы. Можно обойтись и без Церкви. Можно обойтись и без нравственности, и без порядочности… Можно жить как животное и придерживаться одних принципов борьбы за существование, превратиться в хищное животное, которое руководствуется, как говорил Фридрих Ницше, не моралью рабов (под которой он имел в виду христианство), а моралью господ. То есть все можно сделать тому, кто якобы «стремится к высшим целям».

Но что это принесет человеку? Фридриху Ницше это принесло мучительную смерть. Что принесла мораль господ германскому народу, который принял ее (очень талантливому, трудолюбивому народу, который мог бы, как мы видим по современному состоянию Германии, достичь высокого материального преуспеяния)? Прежде всего, неисчислимые бедствия. Я уже не говорю о том, как пострадали от этого многие и многие миллионы людей самых разных национальностей: и славяне, русские в том числе, и евреи, против которых был устроен геноцид, и многие народы Восточной и Западной Европы. И все из-за того, что немцы приняли эту, казалось бы, правильную мораль – мораль господ.

Нет, мы не должны руководствоваться моралью господ, мы должны принять так называемую мораль рабов, только порабощаться не людям, а Господу Богу, порабощаться тем заповедям, которые Он нам преподал. Будучи последовательными в этом пути, мы встречаем некоторые трудности, связанные с нашей человеческой немощью. Преодолеть эти трудности нам помогает молитва, в особенности молитва Иисусова. И когда человек трудится над ней, он приобретает много прекрасных качеств: и мир душевный, и покой, и власть над собой, и внутреннюю собранность, и кротость, и смирение, и терпение скорбей.

Даже если мы не будем упоминать о том, что все это имеет значение для вечности, для христианского совершенства, а будем говорить только о тех свойствах, которые нужны в практической жизни, то и здесь мы найдем много полезного.

Иисусова молитва учит человека собранности. Она освобождает его от власти страстей, порабощающих его разум, и таким образом дает ему возможность здраво, трезво видеть все вещи, которые его окружают, в том числе и то, что касается чисто житейских интересов.

Иисусова молитва дает человеку терпение. Разве терпение является маловажной вещью? Разве можно чего-либо достичь без терпения?

Иисусова молитва приносит человеку смирение. Как много мы терпим от гордости! Как часто нам препятствует в достижении наших целей гнев!

Можно было бы список добродетелей, которые имеют даже практическое значение, продолжать еще долго.

Что приносит христианину Иисусова молитва? Самое главное, если кратко сказать, она помогает ему жить по Евангелию. Без помощи свыше исполнить евангельские заповеди трудно, если не сказать – невозможно.

Иисусова молитва также является одной из главнейших евангельских заповедей. Об этом есть и притчи Спасителя, и рассуждения в посланиях апостола Павла, которому принадлежит, между прочим, знаменитое изречение, краткое, но необычайно важное: Непрестанно молитесь[3].

Из сказанного можно сделать вывод о том, какую мы получаем пользу от этого упражнения, на первый взгляд кажущегося скучным и неинтересным. Однако если мы проявим некоторое терпение, трудолюбие, то в нашей душе постепенно произойдут изменения: водворится мир, появится ревность, мы почувствуем благодатные утешения, и даже само участие в таинствах приобретет для нас другое значение. Мы осознаем и почувствуем величие и пользу таких таинств, как исповедь и причащение. И всё благодаря Иисусовой молитве. Поэтому мирянину можно молиться, мирянину нужно молиться и мирянину ничто не препятствует молиться Иисусовой молитвой, кроме его собственного нерадения и нежелания.

Это то, о чем вкратце можно сказать в течение одной беседы. Хотя, конечно, об Иисусовой молитве написано очень много весьма обширных и глубоких книг. Я только хотел сказать, что Иисусова молитва необходима для всех мирян. В заключение приведу несколько примеров.

Недавно в Великом посту мы праздновали память святителя Григория Паламы, знаменитого защитника православия, подвижника, делателя молитвы Иисусовой. Его отец, Константин, был сенатором при византийском императоре и, будучи мирянином, имея нескольких детей, упражнялся в молитве Иисусовой. Иногда он так углублялся в нее, что даже во время заседания государственного совета не слышал, как к нему обращался император. Среди придворных были люди, которые завидовали ему и пытались настроить императора против него. «Смотри, государь, – говорили они, – он совсем тебя не слушает, он не обращает на тебя никакого внимания». А царь, который очень любил его и тоже был благочестивым человеком, говорил им: «Не трогайте его. У него есть другой Собеседник, гораздо лучше нас». «Другой Собеседник» – это, конечно, Господь Иисус Христос.

Значит, возможно преуспеть в молитве даже занимая в миру высокую государственную должность. В то время жизнь была довольно-таки неспокойная. В особенности, если учесть, что в XIV веке Византия была окружена врагами. Тем не менее, Константин понимал, что только в Господе Иисусе Христе он может найти покой, и преуспел, даже служа при царском дворе.

Другой пример. Патриарх Фотий, живший в IX веке, был избран на патриаршество будучи мирянином. Можно себе представить, какая занятость, какой груз ответственности лежит на патриархе. И, тем не менее, ему это не помешало – во время своего служения он стяжал дар непрестанной молитвы.

Более того, святитель Фотий был большим любителем чтения. Причем он читал не только святоотеческую литературу, но и светскую. Он составил труд, который называется «Библиотека». В нем он описывал книги, которые прочитал, и свои впечатления от них, своего рода рецензии. Это сочинение составляет энциклопедию литературы того времени. Некоторые из описанных им книг были утеряны, и мы знаем об их существовании только из «Библиотеки» патриарха Фотия. Когда он был несправедливо низвергнут с патриаршего престола и находился в заключении, то скорбел не о том, что его унизили, несправедливо с ним обошлись, заставили терпеть физические лишения, а о том, что его лишили чтения. Так он любил читать! Чтение, углубление в умственную деятельность также не помешали ему стяжать непрестанную молитву.

Приведу пример из книги «Жизнеописания афонских подвижников благочестия XIX века». Один афонский иеромонах был послан на подворье монастыря, которое находилось близ мирского селения. Придерживаясь правильных взглядов, он проповедовал там, что Иисусовой молитвой должны заниматься все христиане, в том числе и миряне. Прошел год, снова наступила его череда, и вновь он приехал на это подворье. К нему подошел простой крестьянин и сказал: «Вот, я молюсь…» И рассказал ему про то, что у него в сердце действует непрестанная Иисусова молитва. Рассказал ему о таком духовном состоянии, которое считается принадлежностью одних монахов. Иеромонах изумился тому, что его простая, краткая проповедь внушила ревность этому крестьянину и что благодать Божия не презрела этого человека, потому что, как говорит Священное Писание, Бог нелицеприятен[4]. И тот получил такую благодать, такое преуспеяние и совершенство в молитве Иисусовой, которых не имел подвижник с Афона. Потому что мирянин этот, хотя, наверное, и в браке состоял, но имел самое главное, что необходимо для молитвы, – чистую совесть.

Можно было бы привести много других примеров – и древних и современных, – когда люди приобретали преуспеяние в Иисусовой молитве в условиях, казалось бы, совершенно не подвижнических, не будучи ни отшельниками, ни даже монахами, а живя в миру, имея семью, детей. Ничто не может помешать человеку молиться, еще раз говорю и настаиваю, кроме нечистой совести.

Монашествующие, то есть отрекшиеся от мира, имеют более благоприятные условия, и с нас больший спрос, потому что мы более свободны для того, чтобы заниматься умным деланием. Но и мирянам не следует свое нерадение оправдывать объективными обстоятельствами, потому что заповеди нужно исполнять всем одинаково. А как исполнить заповедь без помощи Божией? Да и сама молитва Иисусова – это также заповедь. Почему же мы пренебрегаем ею?

Поэтому, внимая всему тому, что я сейчас сказал, глядя на те примеры, которые я привел, руководствуясь святыми отцами, будем стараться упражняться в молитве Иисусовой.

Как самое первое и необходимое руководство, хотя не единственное и не объемлющее всего учения, советую книгу «Ключ разумения. Беседы о молитве Иисусовой», недавно выпущенную совместно двумя издательствами, Московской Патриархии и Ново-Тихвинского монастыря[5]. В ней содержатся поучения русских подвижников благочестия: святителя Игнатия (Брянчанинова), преподобных Нила Сорского и Василия Поляномерульского. Там есть и повествование о возвышенных молитвенных состояниях известного русского монаха-пустынника, подвизавшегося в наших краях, возле Туринска, преподобного Василиска Сибирского. Хотя, конечно, творения этих отцов адресованы преимущественно монахам, но многое из них с некоторой оговоркой могут принять к сведению и миряне и таким образом приступить к этому необходимому, важному для всякого христианина – подчеркиваю, для всякого христианина – деланию.

***

[1] Лк. 18:13.

[2] Рим. 13:4–5 и 7.

[3] 1Фес. 5:17.

[4] Деян. 10:34.

[5] В 2009 году Ново-Тихвинским монастырем выпущен двухтомник «Трезвомыслие» – сборник творений русских подвижников благочестия о молитве Иисусовой.

Источник: Схиархимандрит Авраам (Рейдман) «Я избираю простоту…Об Иисусовой молитве»

Ошибка в тексте